Священник Георгий Харин. Слово о воздержании

11 сентября по новому стилю Церковь отмечает по всему миру день Усекновения Главы Крестителя Господня Иоанна. Это день строгого поста. Тема, поднятая этим праздником, важна и актуальна для нас сегодняшних, потому что тема эта – воздержание. Вся коллизия сегодняшнего Евангелия, вся проблема героев сегодняшнего чтения в невоздержании.

Евангелие рассказывает нам о царе Ироде. Этот царь —  «царь» уже почти исключительно в кавычках. К этому времени Иудея  была разделена на множество частей. Ирод был не из царского рода, он  — не потомок царя Давида, а из рода царей Макковейских, узурпаторов иудейского трона. Поскольку он был незаконным царем, он трепетал при всяком слухе  о том, что законный правитель появился.  Он очень переживал за свою власть, как все незаконные правители.

Иоанн Креститель, «лучший из рожденных женами»,  — как говорит о нем Христос, — обличал Ирода за невоздержание в семейной жизни. Тот взял за себя Иродиаду, жену своего брата, разведенную. Это не полагалось по закону иудейскому. Это считалось сожительством с двумя мужами одновременно. И конечно царь, который низводил благословение Божье на народ, не имел права на такое невоздержание.  Царь понимал законность замечания и скорбел в душе, но еще ведь здесь есть и Иродиада!  Она не хотела быть уже теперь нецарицей, как это часто бывает, как в сказке Пушкина «Уже не хочу быть столбовою дворянкой, уже хочу быть вольною царицей». Попробуй  — переубеди.

Зная о том, что царь колеблется,  обличаемый Крестителем Господним, она стала таить в себе злобу, и ждать удобной ситуации. А когда ждешь, обязательно бывает. И ситуация такая сложилась, и очень быстро. У Ирода был день рождения. Девица, дочь Иродиады, плясала перед ним. Видимо, сделала все это очень здорово, весело, так, что царю понравилось, и он, будучи под хмельным угаром, обещал ей с клятвой: «Дам тебе все, что хочешь, даже до полцарства». Но дочь, достойная своей матери,  не сразу, а посоветовавшись только, стала просить. Зачем им полцарства? У них все царство будет, достаточно убрать Иоанна Крестителя. И вот с этим она приходит к своему отцу названному: «Дай мне голову Иоанна Крестителя». «Царь опечалился», — как говорит Евангелие, — «но ради клятвы и возлежащих ( присутствовавших, свидетелях), посылает спекулатора ( это меченосец,  по-гречески).  Тот убивает Крестителя Господня и приносит его главу.

Вот такой Евангельский отрывок. Такое событие. О чем оно? О том, что корень бед человека – невоздержание. Будь царь воздержан в семейной жизни, не возникла бы необходимость его обличать. Если бы царь был воздержан на пиру в питии, то в пьяном угаре он не отдал бы бессмысленного приказа, которому сам был не рад. Совесть-то, видимо,  все-таки его обличала. Если бы только он был воздержан в гневе, то не отдал бы приказа.  Если бы он был воздержан в своей самости, в своей гордыне,  если бы только пытался достичь смирения, то сказал бы: «Безумным приказом нельзя же продолжить  царское дело». И не стал бы отдавать бесчеловечного приказа невиновного человека казнить. Тем более принести еще его голову!

Церковь полагает в день Усекновения Головы Иоанна Крестителя пост, чтобы каждый этого Ирода отнес к себе самому.

Разве не бывают у нас трудности в отношения с ближними? Этот на меня обиделся, а этот со мной не разговаривает, а этот ушел в другое место… А спросим себя: «Почему?». Оказывается, мы невоздержанны в слове были и сказали не то, что надо бы было сказать, или лишнее, или неподобающее, или обидное, и так разрушили отношения с близкими. О, сколько это приходится слушать на исповеди или просто в беседах: «Батюшка, со мной дети не разговаривают», «Со мной сын перестал общаться». «У меня трудности с родителями» — другой скажет. Третий скажет: «Жена меня возненавидела». Четвертый… И так далее, и так далее. А спросим себя: «Отчего? Отчего же так?».  Да просто мы  —  не прозорливцы и не можем прочитать тех добрых мыслей, которые мы имеем внутри, а только на слово реагируем. Мы словесные твари. Мы слышим слово, и оно рождает в нас мысль. О, если бы только научились быть воздержанными в слове, скольких бы бед мы избежали и дома, и на работе.

Спросишь человека: «Как у тебя дела?». Начнет рассказывать: «Это болит, это болит. Давление повышается. Руки не держат. Ноги не стоят. Все болит».  Спроси себя: — Отчего ты такой больной? Может быть, ты не воздерживался? Может быть, ты переедал? Может быть, ты перепивал? Может быть, ты излишествами испортил свое здоровье?  Пусть —  не теперь. Когда-то…Любой врач вам скажет: «Ешь воздержано. Пей воздержано. И здоров будешь».

И так воздержание и в телесном, и душевном отношении является несомненным благом для каждого из нас. Что значит воздержание? От слова «держаться».  Держать себя в порядке. От излишества.

Сел поесть – поешь. Не объедайся. Взялся отдохнуть – спи, сколько надо, но не больше того. Сел с друзьями, с семьей попраздновать, возрадуйся душой и телом, но не так, что бы как свинья упасть в салат, Все в меру делай. Вот о чем идет речь. Взялся поговорить – скажи нужное. Не пустое. Не болтай лишнего. Как батюшка Амвросий говаривал: «Не говори лишнего, а смотри на Вышняго». Все воздержано в  христианине должно быть.

Потому что духовная еще есть сторона. А заключается она вот в чем. Каждый из нас, когда расстанется с телом, пойдет по воздушным мытарствам, и на этих мытарствах духи зла будут каждого из нас искушать. Они хорошо знают, просто отлично, к чему душа наша приражена, потому что мы для них открытая книга. Мы-то их не видим. А они-то нас насквозь видят. И вот пойдет наша душенька бедная по этим двадцати ступеням, и там будет ей предложены и яства, и гурии прекрасные, и питие обильное, и все это будет предложено. И если мы не привыкли к воздержанию, если только мы не приучили душу свою к тому, что нам не нужно лишнего, а только потребное, навык души если мы не сформировали в себе —  быть воздержанными, то поверьте, душа наша тотчас же откликнется на этот соблазн, придет на эту ступень и скажет: «Все, Господи, я пришла, это мой рай. Здесь и останусь».  И так лишим себя сами, не Бог, сами себя лишим Жизни Вечной. Потому что подадимся соблазну.

Поэтому крепко сложим в душе своей, каждый, необходимость воздержания. И приступая ко всякому делу: к беседе, к еде, к сну – любому, не только физическому, духовному, душевному, будем помнить о необходимости держаться середины, золотой середины, царского пути, не впадая в крайности: ни в одну из сторон – не в невоздержание, не в переизбыток трудов аскетических. Ведь задача наша одна – чисто, свято пройти жизненный путь, а для этого надо и силы, и радость, и труды. И если пройдем и научимся воздержанию, то невозвратно пройдем и мытарства, и наследуем Жизнь Вечную. Аминь.

Храм Святителя и Чудотворца Николая, Ижевск, 10.09.2017

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *