Священник Георгий Харин. Слово на Библейское чтение о хананеянке, просившей об исцелении бесноватой дочери

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной Литургией мы слышим Евангельский отрывок о хананеянке. Апостол и евангелист Матфей рассказывает о том, как Господь посетил страны Тирские и Сидонские —  это Десятиградие,  Побережье Израильское. Там жило много язычников, много разных народов, не только иудеи, но и другие — филистимляне, хананеи.

Они не все исповедовали истинную веру,  вот в частности хананеи были язычниками. Некоторая жена начинает кричать вслед Христу:  «Господи, помилуй меня, дочь моя жестоко страдает».  «Зле беснуется» —  по-славянски. Но Господь молчит на эту просьбу. Не отвечает ничего. Проходит мимо. И тогда уже ученики начинают Ему говорить: «Господи, отпусти ее, она кричит вслед нам». Господь даже не ей, а им говорит: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Эта обидная фраза долетела  до слуха хананеянки, и она говорит: «Да, Господи, но ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ своих». Господь, видя ее веру, говорит: «Женщина, велия вера твоя, да будет тебе по твоей вере». И исцелилась дочь ее от того часа. Вот такой Евангельский отрывок.

Он настолько важный, настолько многогранный, настолько значительный, что Церковь включила это Евангельское чтение  в число тех, что читаются на соборовании, на елеосвящении, где положены семь чтений, как бы эссенция всего Евангелия. И вот среди прочих и это чтение о хананеянке. Над этим текстом много можно рассуждать, но я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые грани его.

Первое, что бросается в глаза, это молчание Господа. Как может Милостивый Бог молчать в ответ на искреннюю просьбу? Ответ, мне кажется, здесь в том, что Бог всегда действует премудро и старается преподать некоторый урок своим благодеянием не только тому, к кому оно обращено, но и всем окружающим. И так же, видимо,  и здесь было. Хананянка кричит:«Помоги нам, Господи».  Уже принято решение, что будет помилована ее дочь, уже все решено на премудром совете Божием. Богу не жалко Милости, но Он некоторое время еще долготерпит.  Свое это помилование откладывает, чтобы учеников обличить и вдохновить. Потому что когда… это очевидно, это из текста исходит… когда хананеянка подошла к ним, они, как все правоверные иудеи, испытали к ней презрение, испытали к ней брезгливость. Это было  воспитано в них крепко – других презирать. И Христос, как бы читая их мысли, говорит: «Я же послан только  к вам, что вы обращаете мое внимание на эту язычницу?».  Обличает Бог их превозношение. Их самость. И только когда они видят всю неправоту своего отношения, раскаиваются внутри, видят искренность ее горя, тогда уже, когда они ходатайствуют,  Господь милует эту женщину.

Вот и мы с вами очень часто рассчитываем на Милость Божию, как бы проталкиваясь локтями вперед  в его присутствии. «Ну как же? Я же больше всех достоин Милости Божией. Господи, мне дай, а на других и внимания не обрати». И еще, у нас очень часто это бывает, —  мы не только в молитве, но и в жизни, очень часто презираем того, кто рядом, по какому-то признаку — здоровья, красоты, молодости, богатства, не такая компания, он не адекватный, или еще что-то мы такое говорим о ближнем, презирая его за это. Между тем, и к нему пришел Христос. И его ради Сын Человеческий кровь Свою проливает. Нельзя презирать никого из тех, кого доверил нам Бог в этот момент нашей жизни.

И еще в этом Евангельском чтении меня самого всегда поражает фраза хананеянки. Она о многом нам может сказать. «Господи!  Помилуй меня, дочь моя зле беснуется». Вот и в самом деле, разве может быть счастлив человек, если кто-то из его близких страдает? Это интересно. По-русски  нельзя так сказать. «Господи, помилуй меня, дочь моя страдает».  Я-то тут при чем? Помилуй ее!  — надо было бы сказать.  —  Она страдает!

Но вот в этой неправильно грамматически выстроенной фразе, на самом деле, глубокий смысл. Мы не можем быть счастливы, когда близкие наши заражены грехом, страстями, трудностями. И мы можем, подобно этой хананеянке, сказать Богу: «Господи, нас помилуй!  Меня! Потому что мои дети, мои близкие, мои дальние, мои коллеги — они страдают. Я не могу быть счастлив до конца, если мое сердце не успокоится в них, пока я не увижу, что у них все в порядке». В этой фразе ответ на вопрос «Как там будет в Царствии Небесном?». Можем ли мы быть до конца в раю, если видим, что наши близкие не верны и страдают? Очевидно, что Бог, милуя одного,  и других будет миловать.

И еще. В этой фразе хананеянки секрет ее услышания. Она для себя ничего не просит. Она говорит: «Помилуй меня, исцели мою дочь». Вся ее молитва проникнута жертвой Богу. «Господи, мне ничего не надо. Ты помилуешь меня, если исцелишь ее, потому что вся моя забота, все мои мысли, все мое существо только о ней переживает в этот момент, страдающей, болящей, одержимой демоном или еще что-то такое». И вот если мы постараемся молится так, что все наше существо, весь наш помысел будет о человеке, будет сострадать ему, этому человеку, которому действительно это надо, тогда Бог будет слышать нашу молитву.

Ну и, наконец, еще последнее. Это ответ хананеянки на фразу Христа о псах. Почему ее вдруг так возвеличивает Господь? Говорит ей: «Женщина, твоя вера велика».  Вот очень важно увидеть секрет, или, лучше сказать, пример настоящей молитвы. Хананеянка хорошо понимает, кто она. Она видит себя трезвой, настоящей. Она знает, что она не вправе по образу своей жизни, по своей вере, не вправе рассчитывать на милость Божию, но она все же надеется. Не требует, а надеется. Просит. Потому что знает, что Бог милостив.  Она даже не знает, а чувствует это.  И на крупицы Его милости надеется для себя и своей дочери и получает эту милость, не крупицы, а всю, обильно.  И вот мы с вами, если надеемся на милость Божию, то должны, подобно хананеянке, внутри себя чувствовать свое недостоинство, свою греховность, трезво видеть себя такими, какие мы есть, и вставать в этой трезвости, в этом самообличенном виде перед Богом, и просить Его помощи. И тогда Милость Божия не закоснеет.  Тогда и ближние наши будут помилованы, и мы сами. Аминь.

1.10.2017

Храм Великомученика и Победоносца Георгия

Город Ижевск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *