Священник Георгий Харин: слово на притчу Христову о богаче и Лазаре

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим замечательную притчу Христову о богатом и Лазаре. Был некоторый человек, он облачался в порфиру и виссон* (а сейчас сказали бы в Дольче Габбана) и ел богато.  Все у него было прекрасно —  со своими друзьями пировал ежедневно.  У его крыльца лежал нищий. Имя его известно – Лазарь. У богатого Христос не говорит имени.

Вот случилось Лазарю умереть. А Лазарь этот был настолько беден,  настолько положение его было отчаянным! Христос показывает мастерски это одним только словом, что животные, бездомные псы, видя, что положение Лазаря хуже, чем у них, жалели его —  лизали его раны. И вот случилось ему умереть. Случилось умереть и богатому. И вот богатый видит Лазаря на лоне Авраамле, у риз Авраама, в райских обителях, а сам он горит в аду. И богач начинает просить: «Отче Аврааме! Пошли Лазаря, пусть он немного хоть ослабит мои мучения». На что Авраам говорит: «Между нами и вами пропасть, которую нельзя перейти». «Ну тогда пошли, пусть Лазарь хотя бы явится моим пяти братьям, чтобы их предупредить, что здесь так худо». На что Авраам говорит: «У них есть и закон, и пророки, даже если и мертвый воскреснет,  то не послушают его». Вот такая притча Христова.

О чем она? Часто эту притчу толкуют только исключительно в социальном смысле. Я очень хорошо помню, было такое советское издание «Церковной истории» Никольского, написанное еще в конце 20-х годов, где эта притча проиллюстрирована, и автор пытается представить ее как нечто большевистское в учении Христа, что вот богачи все плохие, а бедные все замечательные. Но, конечно, это только на первый взгляд. Разве в богатстве и в бедности дело? Сколько людей богатых прославлено церковью в лике святых? Святой благоверный князь Александр Невский, цари Константин и Елена, да и множество других еще. Уж, во всяком случае,  они не испытывали нужды: ели досыта и одевались в прекрасные дорогие одежды. И церковь их прославила как святых. И множество мы знаем и из своей жизни примеров того, что бедные люди отнюдь не святы, а часто проклинают всю свою жизнь, ропщут и так далее, и жизнь их далека от христианского идеала.

Стало быть, не в богатстве и в бедности дело, богатый осужден не за богатство, и Лазарь помилован не за бедность, не за нищенство. В чем же дело? О чем же все-таки тогда эта притча Христова? Вина богатого в притче не в том, что он богат, не в том, что он получил всё это по наследству.  Чем он виноват, если родился в состоятельной семье? А в том, что он за пределами своей жизни, за своим домом, за своей радостью не смог увидеть чужого горя, чужих проблем. Вот и в нашей жизни так бывает.

Скажете,  ну чем мы-то богаты? Среди нас олигархов-то ведь нет. Чем уж больно мы так богаты? Чем нам делиться? О, как это лукаво! Как это нечестно! Скольким наделил нас Бог! Сколько всего в нашей жизни есть! Сколько поводов для радости, для благодарности есть в нашей жизни. И всем этим мы можем, если захотим,  делиться: этой радостью,  этим миром,  этим покоем внутренним, который дает нам Бог в изобилии, мы призваны делиться с тем, кто нуждается в нашем внимании,  в нашем терпении, в нашем благом, добром к нему отношении.

В чем же добродетель Лазаря? Конечно, не в том, что он просто нищий, а в том,  что он судьбу свою принимает как Божье лекарство. Мы не видим ни тени ропота, ни тени проклятий. Он просто желал бы жить лучше, желал бы приразиться к этой радости, но у него нет возможности, и он принимает это как из руки Божией. И притерпевая земные трудности, входит в радость Господа своего, потому что Авраам в этой притче – это Сам Бог, конечно. Лоно Авраама – Царство Божие.

Эта притча – о каждом из нас. И мой скромный жизненный опыт, и великий опыт Церкви  говорит о том, что в этой притче два состояния человека. Дело не в том, что мы бываем по жизни лазарями или богачами. Это состояние нашей души. Нет в жизни в чистом виде богача, и редко бывает в чистом виде Лазарь. Мы —  и богач, и Лазарь одновременно. Очень часто мы, как богач, не можем поделиться, не хотим заметить того, кто рядом, не хотим поделиться с ним своей радостью, своим богатством внутренним или внешним – и проводим жизнь только для себя, как делал это богач. Иногда мы бываем и Лазарями, бывают у нас трудности.

Вот нам пример – когда в  твоей жизни наполнено все радостью, наполнено все благодатным действием Божиим, когда ты оглядываешь и видишь: «Слава Богу, в моей жизни всё хорошо!», не забудь в этот момент поделиться с тем, у кого не всё хорошо. А в тот момент, когда ты Лазарь, когда у тебя трудности, положи пример Лазаря перед собою – не ропщи, а ожидай милости Божией и спасёшься. Вот если мы два этих состояния положим для себя, то будем избегать очень многих зол и трудностей. И ещё:  в этой притче, в этом рассказе есть очень страшные слова, слова о том, что люди имеют и закон, и пророков, и даже, если Мертвый Воскреснет, не послушают. Эти слова Христовы, грозные слова Христовы обращены и к нам сегодняшним – не только к слушателям притчи, а к нам теперешним!

Правда, у нас есть и закон – закон Божий, и пророки, открывающие нам волю Божию, и мертвого воскресшего  Христа-Спасителя мы часто не слушаем, а по большей части сказать, – совсем не слушаем. Положим себе эту притчу на сердце. Пусть Господь соделает из нас не слушателей только закона, но делателей его, Его Слова, Божьего Слова, Слова Христа Воскресшего, пришедшего к нам оттуда и возвестившего нам необходимость труда над собою, чтобы нам вместе внити в Царство Христово, на лоно Авраама. Аминь!

5 ноября 2017 года

Храм Великомученика  Георгия Победоносца  в гор. Ижевске

­­­­­­­­­­­——————————

*Виссо́н — тончайшая ткань древности, белая, реже золотистая, употреблявшаяся для одежды первосвященников, царей, фараонов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *