Священник Георгий Харин. Слово об исцелении гадаринского бесноватого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с вами отрывок  об исцелении бесноватого. Это, наверное, один из самых замечательных и поучительных рассказов об исцелении.

Итак, Христос приходит в страну Гадаринскую и там видит некоторого человека, о котором было известно, что  он  одержим. Его связывали железными цепями и он их  разрывал,  убегал в пустыню.  Он встречает Христа и говорит ему: «Зачем ты пришел мучить нас раньше времени?!» А Христос повелевает выйти этому злому духу, спрашивая: «Как тебе имя?». А тот говорит: «Легион», то есть – «Нас множество». Легион – это десять тысяч. Очень много духов злобы жило в этом человеке. Они не хотели оставить мир, а все равно стремились к своей пакостной работе. И не хотя уйти в бездну, умолили Господа отпустить их в стадо свиное.  Как только это произошло, человек освободился от  зла, а свиное стадо тотчас бросилось в озеро и утонуло.

Жители той страны прибежали, — видимо, пастухи им сказали, что свиньи погибли, —  и видят, что бесноватый сидит у ног Христа: одетый, видимо, до этого он одежду не признавал, и смыслящий, в разуме. Они,  вместо благодарности,  просят Христа уйти из их пределов. А бесноватому, бывшему бесноватому, Христос говорит: «Иди и расскажи, что сотворил тебе Бог». И он идет и проповедует о Христе. Вот такой евангельский отрывок. Я, конечно, рассказал его в очень сокращенной, утрированной форме.

В этом евангельском отрывке очень многое открыто для нас с вами. Первое, что бросается в глаза – это беснование этого человека. Что же это за состояние – беснование? Бог оградил мир от зла,  разделил духовный мир: мир ангелов и демонов, —  и человеческий, видимый, телесный мир.   Разделил эти миры с того времени, как человек пал. Человек пал настолько, что стал только плотским и уже не мог различать, где дух зла, а где дух добрый. И чтобы человека спасти от видимого,  явного зла, Бог разделил эти миры.

Но человек иногда  — не каждый, конечно, раз,  —  стремится своей душой к злу. И Богу, уважающему дар свободы человеческой, ничего не остается, кроме как разрешить человеку  исполнить свою злую волю, оставить его со злом один на один. Человек стремится к злу и получает его. И Бог как бы попускает злу войти в человека, чтобы он понял – как это, каково это, быть со злом один на один, без Божьей руки. Так и родители иногда делают – вот ребенок пакостничает что-нибудь, и родитель знает, что сейчас плохо будет, точно, вырвал руку,  бежит по дороге, точно сейчас упадет, потому что дорога кривая. Но родитель не кричит: «Иди сюда, обратно», —  и руку отпустил, смотрит, что большой опасности нет, машины нигде рядом не едут, ну давай, беги. Бежит этот сорванец и упал, сидит плачет. Он запомнит на всю жизнь, что нельзя руку отнимать  у родителей. И важно придерживаться за родителя.

И мы тоже так бывает – устремимся к злу из-за всех сил, и Богу ничего не остается, кроме как отнять свою руку и смотреть на нас, скорбеть за нас, но все-таки, не отнимая совсем от нас Божьей помощи, позволить злу действовать в жизни.  Вот это и есть состояние беснования, когда человек одержим злом. Это попускается для сокрушения человека  и для сокрушения его окружающих, чтобы они смирились, чтобы зло, делая свою страшную работу, смирило людей, отрезвило их, как горькое лекарство. И вот Христос это горькое лекарство тоже подает и нам теперь.

И этот бесноватый, видимо, он уже настолько смирился, настолько усвоил  урок Божий, что пришло ему время исцелиться по милосердию Божьему, поэтому он встречает Христа, и Господь изгоняет этих злых духов. А то, что они были злы и то, что конец их работы всегда печальный — это мы видим по действию, которое Христос  специально совершил, чтобы нам показать  — вот конец действия духов злобы — бросились свиньи и утонули. Животное не смогло вместить в себя столько зла! Бросились в воду как сумасшедшие! А человек вмещал. Это еще один пример. Оказывается, в человеке может быть столько зла, столько духов злобы, что даже целое свиное стадо может погибнуть.

Но теперь надо и о позитиве сказать. Господь близ нас есть. Мы это видим в жизни. Мы это знаем из опыта, из опыта церкви. И когда приходит время нам исцелиться, когда приходит время нашего избавления, встречается на нашей дороге Христос и исцеляет нас. И вот очень важно повести себя так, как повел этот бывший бесноватый: он сел у ног Христа, оделся в одежду и стал в разуме, потом пошел и проповедовал о Господе. И это сюжет самый важный сегодня. Когда мы избавлены от зла Богом, явно или тайно, мы должны испытывать благодарность, мы  должны быть у ног Христовых и говорить о нем всем существом своим — прилепиться ко Господу и проповедовать его  в благодарность ему.

А теперь спросим себя в заключение: «Избавляет ли нас Бог от зла?» Да, избавляет. От явного зла, от тайного, от того,  о чем мы знаем, что избавлены Богом, а  может быть даже не догадываемся, от каких зол нас избавил Бог в этот момент нашей жизни. Значит, нам надо во всякий момент нашей жизни быть благодарными Богу, раз уж Он нас исцеляет, раз уж Он отгоняет это зло, не попускает ему быть в нас. Значит, нам надо у ног Его сидеть, облечься в разум,  трезво жить и проповедовать о нем. Это наш долг благодарности. Научимся этому из сегодняшней притчи, и тогда и в нас прославится имя Божье. Аминь!

12.11.2017

Храм Святителя и Чудотворца Николая, гор. Ижевск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *