Священник Георгий Харин. Слово в Неделю о Страшном суде

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией мы слышим с Вами евангельский отрывок о Страшном суде. И это не просто притча Христова. Это откровение Божье о конце времени.

Апостол евангелист Матфей приводит  нам наше будущее, которого, при всем желании, нам не избежать — Страшный суд Божий. И это сегодняшнее евангелие напрямую каждому, — всем без исключения, не только из здесь стоящих, но и вообще из всех людей, —  относят.

Итак, наступит время, —  говорит Христос, —  когда придет Сын Человеческий снова. Первое пришествие Христово было прикровенно, —  «зрак (вид) раба приим», сказано в Писании,  — вид раба был у этого человека, у этого Богочеловека.  Он пришел прикровенно, чтобы предложить свободу человеку, и только тот, кто выбирает ее, —  сам выбирает! —  получает свободу от Бога. В конце же времен Сын Человеческий придет во Славе, так что нельзя уже будет выбрать, нельзя будет избежать этого присутствия Божия. И вот когда так придет Сын Человеческий,  то он будет делить людей.

Это теперь для нас очень странно. Мы живем в обществе, где делить людей по национальному, конфессиональному, половому, возрастному и другим принципам запрещается. Но наступит  время, когда Бог будет делить людей, как разделяет пастух козлищ от овец. Критерий этого деления подлинно страшный, потому что тем, кто трудился для Бога, будет сказано: «Придите – наследуйте уготованное вам от Сотворения мира», а тем, кто не трудились для Бога: «Отойдите от меня в муку Вечную, где будет плач и скрежет зубов».

В чем же разница между теми и другими? Сам Христос говорит об этом: «Вот я был в темнице, и вы посетили меня, вот я был голоден, и вы накормили меня, вот я был наг, и вы меня одели». И праведники, услышавшие этот вожделенный глас, говорят: «Господи, да где же это было? Когда?». «Что сделали одному из малых сил, то мне сделали», — говорит Господь.

И то же самое, только с обратным знаком, Он говорит и осужденным: «Не посетили меня, не одели меня, не накормили меня». «Как это было?» «Одному из малых сил не сотворили, а, значит, и мне не сделали». Эта евангельская притча, эти слова Христовы поистине страшные для всех нас, в том числе и для меня, здесь стоящего.

Мы очень часто забываем, что неделание зла не есть еще добро. Кажется, спросим себя: «Ну, мы все приличные люди, ничего плохого не делали, за что же нас судить?». Теперь спросим себя: «Что доброго мы сделали?». Не себе, нет, себе добро творить – это естественное дело, а ближнему своему – что мы сделали? Что мы сделали тому, кто действительно нуждался? Однажды я на исповеди спросил человека: «Что доброго Вы сделали?». Он говорит: «Я сделал очень много доброго. Я, например, гуляю с детьми». И начал говорить о семейных своих делах. Я говорю: «Что ж тут доброго?  Это же Ваши собственные дети, ваше продолжение. Это Вы себе сделали. Что людям сделали?».  И он задумался. Я вижу, что слезы навернулись. Он понял, что ничего не сделал просто так другим людям.

И вот эта притча сегодня должна ударить нас в сердце. Каждого. Мы должны запомнить ее, сложить ее в своей душе. Наступает время Великого поста —  время доброделания, не только сугубых молитв, не только отказа от каких-то продуктов, а время доброделания. Это время стяжания любви Божией. Это дается тому, кто сам много любит — и не только тех, кто тебя любит, но и тех, кто просто нуждается в твоей заботе, внимании, средствах, а таких множество рядом с нами.

И при всем том страшном, обличительном действии, которое эта притча оказывает на нас, в ней есть и очень светлое место, которое мне самому очень дорого. Может я его, конечно, неправильно понимаю. Но я поделюсь этой мыслью с вами, оставлю ее на ваш суд, собственный, внутренний. В этой притче Христовой есть надежда, в самом ее начале, когда Христос говорит о суде. Он говорит, что разделяет пастух козлов и овец между собой. Это  дает нам надежду, возможность верить, что Бог нас не осудит, потому что никого из овец к козлам не погнали и наоборот, козлов с овцами не посадили.  Бог никого из нас не заставит не быть собой!

Суд Божий – это наш собственный суд над собой, потому что тот, кто стал овцой Божией, тот ей и останется, а тот, кто был козлом, тот им и будет. Нельзя сделать из одного другое без самого человека, без самого этого предмета — вот что важно почувствовать. На страшном суде мы будем такими, какими мы сами себе выбрали, какими мы себя воспитали, какими мы сами себя возрастили. И Бог никого не осудит. Нас осудим мы сами.

И если мы выбрали путь Божий, то Бог уже нас не отринет. Да, может быть, какая-то овца не самая лучшая. Может быть, ее шерсть пропахла козлом так, что невозможно узнать даже, но все-таки она остается овечкой. А какой-то из козлищ, может быть, и рядится в овечий вид, но от этого овцой не делается. И вот важно это почувствовать, что Бог каждого из нас ждет. И о каждом из нас хочет сказать: «Придите, наследуйте Вам уготованное».  Для нас же важно избрать этот путь и идти им, насколько только возможно,  стараться быть продолжением Божьим на земле. И тогда, конечно, и Бог нас узнает, и мы его узнаем, а это и есть цель нашего земного пути. Аминь.

11.02.2018

Храм Святителя и Чудотворца Николая, гор. Ижевск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *