Священник Георгий Харин. Слово о Кресте.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!

Сегодня за Божественной литургией в третью неделю Великого поста звучит евангельский отрывок о крестоношении. Дело все в том, что с древности еще установлено, чтобы в середине поста выносить крест для поклонения. Это связано с тем, что церковь заметила в людях и в самой себе, что Великий пост, начавшись так радостно, так торжественно, постепенно как бы изгоняется из души. Ревность о Боге ослабевает. Искушения мира заполняют нашу жизнь привычным образом, и все наши постные труды идут насмарку.

Если еще и исполняем телесный пост, то настроение через три недели постепенно уже совсем выхолащивается. И вот для того, чтобы поддержать этот дух ревности и  любви,  церковь положила в середине поста перед взором верующих полагать крест Христов- тот побудительный,  святой знак, который должен нас вдохновлять на дальнейшие постные труды.

Крест ради нашего спасения был предпринят Богом, значит и мы призваны ответить на эту любовь ответным трудом, трудом над собой. И вот как бы в продолжение этой темы о кресте читается за Божественной литургией отрывок о крестоношении. Так говорит Господь: «Кто хочет быть со Мною, должен отвергнуться себя, взять крест свой и по Мне идти». Идти по мне – за мной по-русски.

«Какая польза человеку, — продолжая Свою мысль, говорит Христос, — если он весь мир приобретет, а ничего для своей души не сделает». Потому что весь мир все равно ты потеряешь, когда умрешь, а душа твоя останется такой,  какой она стала в жизни. И в заключение Господь говорит еще очень странную фразу, которая совсем уж была непонятна его слушателям. «Вот некоторые из вас, кто слышит эти слова, еще не умрут, как увидят Царство Божье, пришедшее в силе». Вообще, надо сказать, что услышанный евангельский  отрывок для слушателей был совершенно непонятен. О чем говорит Христос?  Зачем какой-то крест надо брать? Почему мы увидим Царство Божье, пришедшее в силе? Да и для нас, наверное, это тоже не до конца понятное место евангельское. Речь здесь вот о чем.

Царство Божье, пришедшее в силе – это Воскресенье Христово. И, действительно, те люди, которые слышали  эти слова, они еще не умерли к тому моменту, когда произошло Воскресенье Христа. И нам, спустя 2000 лет после этих слов, после из произнесения, теперь понятно, о чем говорит Христос. Он говорит о Голгофе грядущей, о Своем крестном страдании и о грядущем Воскресении. И эти слова  о крестоношении имеют отношение ко всем нам, здесь стоящим. Взять крест свой и идти за Христом – значит смотреть на подвигоположника нашего  Христа и подражать ему хоть в чем-то, хоть в некоторых вещах.

Ну, например, что бросается в глаза, когда мы читаем историю Распятия? Вот Христос на суде. Его со всех сторон осуждают, унижают, бьют по лицу, смеются над Ним, ссорятся с Ним, а Он молчит в ответ. Ничего не говорит. Это Пилата даже удивляет. Помните, он говорит: «Ты ли не глаголиши?». ( «Почему ты не отвечаешь?»). А Христос молчит на это. Потому что «удобие молчание». Любое слово, любое дело будет истолковано не в Его пользу. И нам надлежит этому поучиться. Когда есть трудности в общении, «удобие молчание».

Еще что бросается в глаза в голгофской истории? Вот Христа распинают, прибивают Его руки и ноги гвоздями к древу, а Он молится о тех, кто Его обижает. «Отче, прости их». Вот и нам этому надо поучиться. И когда Господь дошел до вершины страданий, вот он на кресте уже несколько часов под палящим солнцем, мука Его достигла вершины, и в этот момент  Он вспоминает о матери Божией и  делает ее матерью, всыновляет Иоанну Богослову. Даже в самый страшный момент своих страданий Он не забывает о близких. Вот и нам надлежит этому поучиться.

И вот если мы эти три урока вынесем из величественной картины голгофских страданий, и постараемся этот крест хотя бы взять, и последовать с этим уроком в жизни за Христом, тогда действительно будем христианами, тогда действительно мы увидим Царство Божье, пришедшее в силе. Аминь!

11.03.2018.

Храм Святителя и Чудотворца Николая, гор. Ижевск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *