Священник Георгий Харин. Слово на Антипасху

Христос Воскресе!

Сегодня в первое Воскресение после Пасхи мы слышим с вами евангельский отрывок об уверении Фомы. Апостол Фома не был среди тех учеников, которым Христос явился в первый раз. И мы слышали, как это было.

Апостол — евангелист Иоанн Богослов рассказывает нам  как свидетель произошедшего, что ученики были собраны «страха ради иудейска».  Гонения начинались,  это понятно.  Христос «дверем затворенным» пришел к ним, ел с ними, пил с ними, говорил с ними, приветствовал их обычным на востоке пожеланием мира. Но среди них не было Фомы и, когда ученики сказали ему :  «Видехом Господа», —  то он не поверил их словам и пообещал, что только тогда поверит, когда своими  руками  будет осязать раны Христовы.

И вот снова «дверем затворенным» приходит Христос, и Фома уже там, и первое, что делает Господь, говорит: «Фома, дай мне руку твою, вложи свои пальцы ( «персты» по-славянски)  в Мои пробитые ребры, и руки, и ноги, и буди не верен, но верен». И Фома, пораженный, говорит: «Господь Мой и Бог Мой! »

Этот случай настолько важен, что церковь положила вспоминать о нем, об этом уверении апостола, в следующее воскресенье после Пасхи, как бы поставив этот случай на второе место после самого Воскресения Христова. Это так важно, потому что для нас Воскресение Христово – реальность, реальность, которую мы переживаем из года в год. Так же как и для Фомы Воскресение Христово сначала было идеей только, ведь он много раз слышал о будущем Воскресении от Самого Христа, но эта идея стала реальностью его жизни, и он изменился в ответ на эту реальность, он увидел Христа лицом к лицу, вложил свои персты в Его пробитые руки и ноги и сказал: «Господь Мой и Бог Мой!»

О чем это евангельское чтение? О многом можно было бы сказать теперь и, действительно, тут и о силе веры можно было бы сказать, и о Воскресении Христовом, но я хочу обратить ваше внимание на слова апостола, на формулу его уверения. Он говорит Христу: «Господь Мой, Ты – Господь Мой и Бог Мой!». Что значит увериться во Христе? Разве Фома нуждался в том,  чтобы поверить во Христа?  Только ли о том идет  речь, чтобы он поверил в Воскресение?

У Фомы не было такой проблемы, как у нас. Ему не надо было верить во Христа, потому что он Его видел, он с Ним разговаривал. Он Его видел не только как Человека, но и видел всю Его Божественную Силу и Премудрость.

Фома был один из немногих, кто готов был идти за Христом до конца. Если помните, в тот момент, когда Христос собирается в Иерусалим, ученики колеблются, потому что они знают, что в Иерусалиме Его ожидает арест, а Фома решительно говорит: «Пойдем и умрем с Ним». Никто: ни Петр, ни Иоанн, а именно Фома сказал: «Пойдем и умрем с Ним». Он – верный ученик. Он – не Фома неверующий, как вошел он в народную поговорку. Дело не в этом…Что-то другое произошло в этот момент. Но что?  Это и для нас, теперешних, имеет значение. Недостаточно верить во Христа.

Недостаточно верить во Христа. Я подчеркиваю эти слова. Они принадлежат не мне, конечно, а святителю Антонию Сурожскому. Он  часто обращал внимание слушателей на этот момент. Недостаточно верить в Иисуса Христа, что Он был или где-то есть. Не эта вера спасает человека. С такой же уверенностью мы можем воскликнуть, что был Геродот, Плутарх,  египетские фараоны, древние динозавры или еще подобное. Мы сами этого не видели,  но верим, что это было, потому что прочитали  в книгах. Эта умственная вера не спасет, не делает нас ближе к Богу! О чем-то другом идет тут речь.

Когда Фома восклицает: «Господь Мой и Бог Мой!» — это момент, когда он поверил Христу. Вот о чем идет речь. Вера в Христа и вера Христу  — разные вещи. Можно принимать тот факт, что когда-то жил такой человек, что Он учил, что даже, может быть, там что-то такое особенное и произошло, но это еще не делает нас христианами, христианами нас делает тот факт, что мы доверяем Христу Воскресшему как Живому, как Настоящему, как Здесь Присутствующему, как доверяют близким.

Когда мы слышим от наших близких какие-то слова, мы верим, что это правда, когда мы видим какие-то переживания у наших близких, мы всей душой вступаем в глубину этих переживаний и пытаемся помочь. И нечто подобное мы должны испытывать по отношению ко Христу. Мы видим, как ему важно, чтобы  мы жили лучше.  Мы должны стремиться к этому —  Лучше. Мы слышим Его Слово и должны доверять Ему.

Это настолько важно, что церковь этот момент положила для каждого христианина. Вот все из здесь присутствующих, без всякого исключения, когда-то в своей жизни тоже воскликнули, как Фома: « Верю в Тебя, Христе, как в Царя и Бога».  Те из вас, кто крестился взрослыми, помнят это. Те из Вас, кто крестил своих детей, тоже помнят это. Когда крестят ребенка или взрослого человека, священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?», говоря о Христе, и тот, крещаемый, должен воскликнуть в ответ: «Верую Христу, Яко Царю и Богу». Это слова апостола Фомы.

И вот каждый из нас, пройдя через это уверение, призван довериться Христу, Его воле. Этот навык почти исключительно отсутствует у всех нас. Мы доверяем своим чувствам, мы доверяем своему разуму, мы доверяем законам, доверяем правительству, кому только мы не доверяем, кроме Христа – Спасителя. А между прочим, это так плохо. Это так отдаляет нас от Бога.

Христос в нас верит. Взаимная вера Бога в человека и человека в Бога  — эта та точка соприкосновения, которая нас объединяет с Творцом, которая объединяет с  Богом, потому что, если бы Он только не верил в нас, тогда зачем было бы нужно Воскресение? Если бы Он не верил в нас, то зачем бы Ему являться? Если бы Он не верил в нас, разве пришел бы Он на землю? Разве умер бы на Кресте?   Ведь нельзя же умереть жертвенно, героически, если Ты не веришь в плод своих трудов и своей Смерти!

Так вот задумаемся сегодня, глядя на уверения Фомы, Христос в нас верит, ждет, что мы изменимся, а мы-то верим ли в Него? Мы-то доверяем ли Его воле? Мы стремимся ответить на это доверие чем-то внутренним?! Или только повторяем эти тексты… только повторяем эти обряды…не вкладывая в них ни сердца ни души. Задумаемся об этом. И если ответим на доверие Божее, на Его веру в нас взаимным доверием, взаимной верой, взаимной надеждой, тогда и радость Воскресения войдет в нашу жизнь, и самая жизнь наша изменится, и изменится к лучшему, в том да поможет нам Воскресший Господь. Аминь!

15.04.2018

Храм Святителя и Чудотворца Николая, город Ижевск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *